Тверское УФАС России провело внеплановую проверку в отношении Администрации поселка Васильевский Мох

Сфера деятельности: Контроль органов власти

 

АКТ ПРОВЕРКИ  № 7

г. Тверь                                                                                          «16» октября 2015 года

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) от 17.09.2015 № 172 была проведена внеплановая камеральная выборочная проверка в отношении Администрации муниципального образования городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области (170517, Тверская область, Калининский района, пгт. Васильевский Мох, ул. Первомайская, д. 20) (далее – Администрация поселка Васильевский Мох).

Продолжительность проверки: с «21» сентября 2015 года по «16» октября 2015 года.

Акт составлен: Манюгиной Е.И., начальником отдела контроля органов власти.

Лица, проводившие проверку:

-   Посохова Л.В., заместитель руководителя управления, руководитель инспекции,

-   Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти, член инспекции,

-  Иванова Ю.Б., ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, член инспекции,

 - Балан А.Э., специалист – эксперт отдела контроля органов власти, член инспекции.

Целью и задачей настоящей проверки является  проверка соблюдения ограничений, установленных решениями Тверского УФАС России от 13.03.2015 № 04-7/975ВФ и от 03.06.2015 № 04-7/2300ЛП «О даче согласия на предоставление муниципальной преференции с введением ограничений в отношении предоставления муниципальной преференции» (далее – Решение).

Предмет проверки - соблюдение Администрацией поселка Васильевский Мох требований антимонопольного законодательства при заключении концессионных соглашений.

В ходе проверки проведена оценка соблюдения Администрацией поселка Васильевский Мох ограничений при предоставлении муниципальной преференции ООО «ГАРАНТ» на основании Решений; получены копии документов, связанных с заключением концессионных соглашений.

Инспекции Тверского УФАС России в ходе проверки были представлены следующие документы и сведения:

  1. Пояснения Администрации поселка Васильевский Мох от 30.09.2015 № 776;
  2. Схема теплоснабжения городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области до 2029 года (далее – Схема теплоснабжения поселка до 2029 года);
  3. Обосновывающие материалы к Схеме теплоснабжения городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области до 2029 года (далее – обосновывающие материалы к Схеме);
  4. Гарантийные письма ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» от 08.06.2015 б/н, от 09.06.2015 б/н, от 12.08.2015 б/н;
  5. Справка <***> от 08.06.2015 № 127796;
  6. Справка <***> от 09.06.2015 № 6/328;
  7. Банковские гарантии от 31.08.2015 № DGF-617/15-10-4, № DGF-618/15-10-4, № DGF-633/15-10-4, предоставленные ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» <***>;
  8. Сведения о государственной регистрации концессионных соглашений с отметками Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.

1. Порядок предоставления муниципальной преференции по заявлению Администрации поселка Васильевский Мох

17.02.2015 Администрация поселка Васильевский Мох обратилась в Тверское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление ООО «ГАРАНТ» муниципальной преференции в целях поддержки субъекта малого и среднего предпринимательства (пункт 13 части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») (далее – Закон о защите конкуренции) путем заключения концессионного соглашения без проведения торгов на следующее муниципальное имущество:

1)  станцию перекачки с сетями канализации, общей площадью 36,4 кв.м, находящихся по адресу: Тверская область, Калининский район, городское поселение Васильевский Мох, п.г.т. Васильевский Мох, ул. Октябрьская;

2)   насосную станцию с сетями водопровода площадью 33 кв.м, находящихся по адресу: Тверская область, Калининский район, городское поселение Васильевский Мох, п.г.т. Васильевский Мох, ул. Больничная;

3)   насосную станцию с сетями водопровода, площадью 63,8 кв. м, находящихся по адресу: Тверская область, Калининский район, городское поселение Васильевский Мох, п.г.т. Васильевский Мох, ул. Ленина; 

4)  котельную с оборудованием и тепловыми сетями, площадью 469,8 кв. м, находящихся по адресу: Тверская область, Калининский район, городское поселение Васильевский Мох, п.г.т. Васильевский Мох;

5) водонапорную башню с сетями водопровода, площадью 35,5 кв. м, находящихся по адресу: Тверская область, Калининский район, городское поселение Васильевский Мох, п.г.т. Васильевский Мох, ул. Ленина (далее – заявление, объекты коммунальной инфраструктуры).

Согласно представленной Администрацией поселка Васильевский Мох информации (пояснительная записка – приложение № 7 к заявлению) объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области, введены в эксплуатацию более 5 лет назад.

Предыдущие договоры аренды на вышеназванные объекты коммунальной инфраструктуры от 26.04.2014 № 1, № 2 и № 3 были признаны недействительными решением Арбитражного суда Тверской области от 16.10.2014 по делу № А66-9018/2014.

Тверским УФАС России было принято решение от 13.03.2015 № 04-7/975ВФ «О даче согласия на предоставление муниципальной преференции с введением ограничения в отношении предоставления муниципальной преференции», в соответствии с которым установлены два ограничения: 1) по сроку предоставления муниципальной преференции - вышеназванное муниципальное имущество предоставляется ООО «ГАРАНТ»  сроком до 01.09.2015 при условии объявления торгов  на право заключения договора коммерческой концессии на право пользования вышеуказанным муниципальным имуществом и предоставлением услуг тепло- и водоснабжения и водоотведения населению и организациям муниципального образования городского поселения - поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области  не позднее 01.06.2015 и 2) по кругу лиц - без права передачи имущества третьим лицам.

27.05.2015 Администрация поселка Васильевский Мох обратилась в Тверское УФАС России с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения ограничений сроком на 1 месяц для объявления торгов.

Решением Тверского УФАС России от 03.06.2015 № 04-7/2300ЛП «О даче согласия на предоставление муниципальной преференции с введением ограничения в отношении предоставления муниципальной преференции» срок преференции для объявления торгов на право заключения договора коммерческой концессии на право пользования вышеуказанным муниципальным имуществом и предоставлением услуг тепло- и водоснабжения и водоотведения населению и организациям муниципального образования городского поселения - поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области был продлен на 1 месяц - не позднее 01.07.2015.

Администрация поселка Васильевский Мох письмом от 03.09.2015 № 712 сообщила, что в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) концессионные соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры заключены 01.09.2015 с ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» на основании поступивших от него предложений о заключении концессионных соглашений.  

В связи с необходимостью осуществления контроля за предоставлением муниципальной преференции при заключении концессионного соглашения Тверским УФАС России организована внеплановая камеральная выборочная проверка.

2. Порядок заключения концессионных соглашений на объекты коммунальной инфраструктуры городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области

Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), и требований Закона о концессионных соглашениях.

Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Учитывая, что объекты коммунальной инфраструктуры городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области  введены в эксплуатацию более 5 лет, передача прав владения и (или) пользования данными объектами может осуществляться только в рамках заключения концессионных соглашений.

В силу части 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях  объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях.

Статьей 37 Закона о концессионных соглашениях предусмотрен порядок заключения концессионных соглашений без проведения конкурса. Частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях (индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица)) и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях (отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя (лица, подающего заявку на заключение концессионного соглашения) или о прекращении физическим лицом - заявителем (лицом, подающим заявку на заключение концессионного соглашения) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; отсутствие определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения;  отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период; наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения), в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.

Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 Закона о концессионных соглашениях, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия (часть 4.2 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях).

Согласно части 4.3 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях в предложении о заключении концессионного соглашения лицо указывает сведения о соответствии этого лица установленным требованиям, а также сведения, подтверждающие соответствие его инициативы программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях, то есть объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 № 300.

В силу части 4.4 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях орган, уполномоченный муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает решение о: 1) возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях; 2) возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на иных условиях; 3) невозможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением с указанием основания отказа.

В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях (объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем), орган, уполномоченный муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение семи рабочих дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения направляет такое предложение в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые осуществляют регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), для согласования содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования цен (тарифов), определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения) и метода регулирования тарифов. Указанное согласование осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4.5 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях).

Согласно части 4.7 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.

В случае, если в сорокапятидневный срок с момента размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Законом о концессионных соглашениях к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, орган, уполномоченный муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, обязан разместить данную информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. В этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.

При этом частью 4.10 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что в случае, если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях,  концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях, с учетом следующих особенностей:

1)  решение о заключении концессионного соглашения, предусмотренное статьей 22 Закона о концессионных соглашениях, принимается в течение тридцати календарных дней после истечения срока, установленного настоящей частью;

2) уполномоченный орган направляет концессионеру проект концессионного соглашения в течение пяти рабочих дней после принятия решения о заключении концессионного соглашения и устанавливает срок для подписания этого соглашения, который не может превышать один месяц;

3)  лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, до принятия решения о заключении этого соглашения обязано указать источники финансирования деятельности по исполнению концессионного соглашения и представить в уполномоченный орган подтверждение возможности их получения.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что 08.06.2015 и 09.06.2015 в адрес Администрации поселка Васильевский Мох от ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» поступили три предложения о заключении концессионных соглашений на три объекта коммунальной инфраструктуры, поданные в соответствии со статьей 37 Закона о концессионных соглашениях. К предложениям ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» о заключении концессионных соглашений приложены проект концессионного соглашения, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «ГАРАНТ ПЛЮС», справка об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам, гарантийное письмо о предоставлении займа и справка банка о наличии денежных средств на расчетном счете. В соответствии с представленными документами:

1) <***> гарантирует предоставление ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» займов в случае заключения последним концессионных соглашений:

  • в отношении котельной с оборудованием и тепловыми сетями в размере <***> рублей (гарантийное письмо от 08.06.2015);
  •  в отношении водонапорной башни с сетями водопровода в размере <***> рублей (гарантийное письмо от 09.06.2015);
  • в отношении станции перекачки с сетями канализации в размере <***> рублей (гарантийное письмо от 09.06.2015);

2) справка от 08.06.2015 № 127796, выданная <***>, свидетельствующая о том, что по состоянию на 08.06.2015 остаток денежных средств на расчетном счете <***> составляет <***> рублей;

3) <***> гарантирует предоставление ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» займов в случае заключения последним концессионных соглашений:

  • в отношении котельной с оборудованием и тепловыми сетями в размере <***> рублей (гарантийное письмо от 12.08.2015);
  •  в отношении водонапорной башни с сетями водопровода в размере <***> рублей (гарантийное письмо от 12.08.2015);
  • в отношении станции перекачки с сетями канализации в размере <***> рублей (гарантийное письмо от 12.08.2015);

4) справка от 09.06.2015 № 6/328, выданная <***>, свидетельствующая о том, что по состоянию на 09.06.2015 остаток денежных средств на расчетном счете <***> составляет <***> рубля.

В проектах концессионных соглашений, представленных ООО «ГАРАНТ ПЛЮС», указан следующий объем инвестиций: в котельную с оборудованием и тепловыми сетями – 10 000 000 рублей; в водонапорную башню с сетями водопровода – 1 000 000 рублей, в станцию перекачки с сетями – 200000 рублей.

С учетом изложенных обстоятельств ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» представило документальное подтверждение наличия денежных средств и возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций, установленных  частью 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.

09.06.2015 Администрация поселка Васильевский Мох в предусмотренный  частью 4.5 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях срок направила в адрес Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее – ГУ «РЭК» Тверской области) письма для согласования долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера и метода регулирования тарифов (письма от 09.06.2015 № 525, № 526 и № 527).

 ГУ «РЭК» Тверской области согласовало долгосрочные параметры регулирования, содержащиеся в предложениях ООО «ГАРАНТ ПЛЮС», и методы регулирования тарифов по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, необходимые для заключения концессионных соглашений в отношении вышеназванных объектов коммунальной инфраструктуры (письма от 24.06.2015 № 1642, от 25.06.2015 № 1648 и № 1649 соответственно).

В соответствии с частью 4.4 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях по результатам рассмотрения предложений ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» Администрация поселка Васильевский Мох издала постановления от 25.06.2015 № 103, от 26.06.2015 № 107 и 108 о возможности заключения концессионных соглашений с ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» на вышеуказанные объекты коммунальной инфраструктуры и разместила на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru сообщения о предложениях инвестора ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» на следующие объекты коммунальной инфраструктуры:

  1. котельная с оборудованием и тепловыми сетями площадью 469,8 кв.м по адресу: Тверская область, Калининский район, городское поселение Васильевский Мох, п.г.т. Васильевский Мох, кадастровый номер 69:10:0140140:0017:1-517:1000/А (сообщение о предложении инвестора от 25.06.2015 № 250615/5201679/01);
  2. водонапорная башня с сетями водопровода площадью 35,5 кв.м по адресу: Тверская область, Калининский район, городское поселение Васильевский Мох, п.г.т. Васильевский Мох, ул. Ленина, кадастровый номер 69:10:0140139:0012:0002  (сообщение о предложении инвестора от 26.06.2015 № 260615/5201679/01);
  3. станция перекачки с сетями канализации, общей площадью 36,4 кв.м по адресу: Тверская область, Калининский район, городское поселение Васильевский Мох, п.г.т. Васильевский Мох, ул. Октябрьская, кадастровый номер 69:10:0140124:0:1 (сообщение о предложении инвестора от 26.06.2015 № 260615/5201679/02).

Учитывая, что в предусмотренный частью 4.10 Закона о концессионных соглашениях 45-дневный срок со дня размещения на сайте www.torgi.gov.ru предложения о заключении концессионных соглашений не поступило ни одной заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионных соглашений на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, Администрация поселка Васильевский Мох заключила 01.09.2015 концессионные соглашения с ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» на вышеназванные объекты коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: 1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; 2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 3) срок действия концессионного соглашения; 4) описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; 4.1) срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения;  5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением); 6) цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; 6.1) способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется; 6.2) размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 7 Закона о концессионных соглашениях; 6.3) порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения; 6.4) обязательства концедента и (или) концессионера по подготовке территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 6.5) объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях; 7) иные предусмотренные федеральными законами существенные условия.

3. Существенные условия концессионных соглашений на объекты коммунальной инфраструктуры городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области

1. В Разделе Х концессионных соглашений, поименованном как «Плата по концессионному соглашению» содержится пункт 67, согласно которому концессионная плата по концессионному соглашению не установлена.

Согласно пояснениям Администрации поселка Васильевский Мох (письмо от 30.09.2015 № 776) размер концессионной платы не предусмотрен с учетом части 1.1 статьи 7 Закона о концессионных соглашениях, поскольку не представляется возможным установить концессионную плату в размере, не превышающем уровень, рассчитанный исходя из принципа возмещения концеденту расходов на уплату им в период срока действия концессионных соглашений установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с правом владения объектом концессионного соглашения.

Согласно части 1.1 статьи 7 Закона о концессионных соглашениях в случае реализации концессионером производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам), а также в случаях, если условиями концессионного соглашения предусмотрено принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, концессионная плата концессионным соглашением может не предусматриваться.

Поскольку по концессионным соглашениям ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» обязалось за свой счет осуществить реконструкцию одного объекта и строительство нового объекта, на которые права собственности сохраняются за муниципальным образованием, в данном случае отсутствие в концессионных соглашениях условия о плате не противоречит норме части 1.1 статьи 7 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях. Правомерность такой позиции подтверждена судебной практикой (Определением ВАС РФ от 10.12.2012 № ВАС-15802/12 по делу № А53-280/2012).

2. Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях одним из существенных условий концессионного соглашения признается условие о способах обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению) размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется.

Условие об обязанности концессионера предоставить обеспечение исполнения обязательств в виде банковской гарантии предусмотрено пунктом 61 концессионных соглашений, при этом, в нарушение пункта 6.1 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях не указан срок, на который предоставляется обеспечение.

Вышеуказанным пунктом заключенных с ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» концессионных соглашений на концессионера возложена обязанность предоставить обеспечение исполнения обязательств в виде банковских гарантий от 31.08.2015 № DGF-617/15-10-4, № DGF-618/15-10-4, № DGF-633/15-10-4, выданных <***> (далее – <***>), согласно которым <***> (Гарант) обязуется в случае ненадлежащего исполнения ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» пунктов 63, 64 и 66 концессионных соглашений (срок реконструкции, срок ввода в эксплуатацию и срок передачи) уплатить по первому требованию Администрации поселка Васильевский Мох денежные суммы в следующем размере:

- в отношении котельной с оборудованием и тепловыми сетями (сообщение о предложении инвестора от 25.06.2015 № 250615/5201679/01) в размере <***> рублей;

- в отношении водонапорной башни с сетями водопровода (сообщение о предложении инвестора от 26.06.2015 № 260615/5201679/01) в размере <***> рублей;

-  в отношении станции перекачки с сетями канализации (сообщение о предложении инвестора от 26.06.2015 № 260615/5201679/02) в размере <***> рублей.

Общая величина обеспечения исполнения обязательств ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» составляет всего по трем объектам <***> рублей. При этом объем обязательств ООО «ГАРАНТ ПЛЮС» в соответствии с вышеуказанными концессионными соглашениями определен размером инвестиций, которые должны быть вложены в создание или модернизацию объектов, и равен 11 200 000 рублей.

3. Пунктом 1 концессионного соглашения от 01.09.2015 б/н предусмотрено, что концессионер (ООО «ГАРАНТ ПЛЮС») обязался за свой счет создать (построить) новую отдельно стоящую котельную с бытовыми помещениями для обслуживающего персонала с котлом, работающим на древесных отходах в виде опилок и мелких кусков древесины влажностью до 60% со складом приема и подачи топлива.  

Согласно частям 1 и 2 статьи 23 Закона о теплоснабжении развитие систем теплоснабжения поселений осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий. Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Из представленной Администрацией поселка Васильевский Мох Схемы теплоснабжения поселка до 2029 года и обосновывающих материалов к Схеме  следует: 1) теплоснабжение осуществляется от одной котельной (п. Васильевский Мох, ул. Почтовая, д. 2а), которая отапливается природным газом и оборудована двумя водотрубными котлами марки ТГ 3-95 общей производительностью 6 Гкал/ч; 2) оборудование на котельной исчерпало эксплуатационный ресурс и подлежат замене и рекомендовано установить блочно - модульную котельную мощностью 8,26 Гкал/час; 3) по информации Администрации поселка Васильевский Мох планируется строительство новой блочно - модульной котельной мощностью 8,26 Гкал/час (пункт 2 обосновывающих материалов к Схеме).

Концессионное соглашение содержит условие о строительстве новой отдельно стоящей котельной, работающей на древесных отходах в виде опилок и мелких кусков древесины влажностью до 60% путем установки двух котлов общей мощностью не менее 3 Гкал/ч.

При этом, как следует из письма от 30.09.2015 № 776 Администрации поселка Васильевский Мох на запрос Тверского УФАС России от 17.09.2015 № 04-10/3872ВФ, оценка экономических последствий смены вида топлива (на действующей котельной – природный газ, на создаваемом объекте концессионного соглашения – древесные отходы, опилки, щепа) не проводилась, что свидетельствует о несоблюдении требований частей 1 и 2 статьи 23 Закона о теплоснабжении.

ВЫВОД:

1. Проведенная Администрацией муниципального образования городского поселения – поселок Васильевский Мох Калининского района Тверской области процедура заключения концессионных соглашений не противоречит требованиям статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Подписи лиц, проводивших проверку: Л.В. Посохова, Е.И. Манюгина, Ю.Б. Иванова, А.Э. Балан