Сообщение Тверского УФАС России

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

170000, г.Тверь, ул.Советская, 23, тел/факс 32-08-32,
e-mail: to69@fas.gov.ru

ПРЕСС-РЕЛИЗ

О ситуации на рынках нефтепродуктов

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.
Ситуация, сложившаяся в первом полугодии 2011 г. в регионах Российской Федерации, характеризовалась недостаточным предложением автомобильных бензинов, что могло повлечь за собой повышение цен на последние. Данная ситуация, в частности, была обусловлена ростом потребления нефтепродуктов в Российской Федерации, а также неготовностью ряда нефтяных компаний к исполнению требований Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 118 (далее - Технический регламент).
В настоящее время, чтобы избежать повторения этой ситуации, проводится работа по отложению срока вступления в силу положений Технического регламента при условии выполнения нефтяными компаниями ряда обязательств.
В целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, необходимости модернизации производственных мощностей нефтяных компаний и повышения качества поставляемых на внутренний рынок нефтепродуктов, были заключены четырехсторонние соглашения с нефтяными компаниями. В рамках этих соглашений нефтяные компании обязуются:
♦ модернизировать НПЗ для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов согласно установленному графику реализации инвестиционных проектов;
♦ обеспечить достаточное производство высококачественного моторного топлива и предложение на внутренний рынок.
Эти обязательства направлены на недопущение ограничения конкуренции на рынках нефтепродуктов — в том числе таких, как сокращение поставок на внутренний рынок и ущемление интересов потребителей (оптовых, мелкооптовых и розничных).
ФАС России, Ростехнадзор и Росстандарт в пределах своих полномочий будут контролировать соблюдение нефтяными компаниями обязательств, предусмотренных соглашениями. В случае невыполнения обязательств в рамках антимонопольного законодательства будут приниматься решения о возбуждении дел. По результатам рассмотрения таких дел могут быть приняты санкции, включая изъятие необоснованно полученного дохода, в том числе вследствие не обеспечения нефтяными компаниями реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей.
В части изменения налоговой политики в нефтяной отрасли, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2011 № 716 внесены изменения в расчет ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, которые составят 0,66 от величины ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть. Настоящее постановление вступает в силу с 01.10.2011.
Изменение ставок вывозных пошлин на нефтепродукты простимулирует модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей и поэтапный переход на производство более качественных видов нефтепродуктов.
Федеральный рынок оптовой продажи нефтепродуктов характеризуется наличием коллективного доминирования нефтяных компаний. Практически на всех территориях России, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, уровень конкуренции на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (их дочерними структурами).
Существует необходимость в структурных изменениях на рынке нефтепродуктов, а также в формирования рыночного индикатора внутреннего рынка.
По мнению Федеральной антимонопольной службы, для стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов требуется комплекс мер, направленных как на коррекцию поведения ВИНКов, так и на изменение фискальной политики, правил проведения биржевых торгов, а также принятие ряда нормативных актов.
ФАС России, в целях повышения предсказуемости и объективности механизмов ценообразования на рынках нефтепродуктов Российской Федерации, разработала проекты федеральных законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», предполагающие использовать базовые индексы рыночных цен, дополнительно формулирующие ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке. В частности, речь идет о том, чтобы не допускать сделок слияний и приобретений или выделения земельных участков под постройку АЗС тем компаниям, доля которых на рынке уже превышает 35 процентов. Установлено также требование по организационному обособлению по видам деятельности предприятий, которые занимаются оптовой реализацией и розничной реализацией нефтепродуктов. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании - владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК. Обязательным становится ведение раздельного учета затрат и доходов по основным видам деятельности. Кроме того, проектом закона установлена обязательность публикации информации по остаткам нефтепродуктов в нефтехранилищах. На текущий момент законопроекты находятся в стадии согласования.
В части формирования резерва нефтепродуктов и проведения товарных интервенций, ФАС России во исполнение поручений Правительства совместно с Минэнерго России ведет работу по разработке нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания резерва нефтепродуктов, оператором которого определен ОАО «Роснефтегаз», и проведения товарных интервенций в пиковые периоды потребления, в целях недопущения дефицита.
В части изменения налогового законодательства ФАС России вышла с инициативой о перераспределении фискальной нагрузки на нефтяные компании, в целях стабилизации ситуации на рынках нефтепродуктов. Данное предложение направленно на стимулирование производства более качественного автомобильного топлива и снижение влияния роста мировых цен на ценовую ситуацию на внутреннем рынке за счет адекватного снижения налоговой нагрузки при реализации нефтепродуктов (автомобильного бензина и дизельного топлива) на внутреннем рынке в период роста мировых цен на нефть выше запланированного уровня.
Предусматривается увеличение дифференциации относительно действующего уровня налоговых ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в зависимости от класса топлива, а также отказ от разового повышения акцизов на топливо в 2012 и 2013 годах, предусмотренного действующей редакцией налогового кодекса, с переходом на индексацию акцизов с темпом инфляции с коэффициентом 0,9.
Более существенная дифференциация налоговых ставок акцизов имеет своей целью экономическое стимулирование тех компаний, которые, реализуя масштабные проекты модернизации и развития нефтепереработки, обеспечивают выпуск высококачественного топлива, и наоборот, делает менее эффективной работу компаний, эксплуатирующих физически и морально устаревшие мощности по нефтепереработке.
Отказ от ежегодного разового повышения налоговых ставок акцизов в 2012 и 2013 годах и замена его индексацией налоговых ставок с учетом уровня инфляции, позволит избежать единовременного повышения стоимости автомобильного топлива на внутреннем рынке.
Применение формульного определения размера налоговых ставок на автомобильный бензин и дизельное топливо, позволит оптимизировать уровень налоговой нагрузки на нефтяной сектор в период значительных колебаний цен на нефть и на автомобильное топливо на мировых рынках; не допустить необоснованного роста цен при поставках автомобильного бензина и дизельного топлива на внутренний рынок; не допустить значительной волатильности цен, создающей угрозу устойчивости внутреннего рынка нефтепродуктов и экономики в целом.

Меры, предпринимаемые ФАС России.
В рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства ФАС России, начиная с 2008 года, рассмотрены дела о нарушениях крупнейшими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями антимонопольного законодательства.
«Первая волна» дел.
В 2008 году ФАС России признала, что в 4 квартале 2007 года и 1 полугодии 2008 года крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании (ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ») нарушили часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установили монопольно высокие цены, создали дискриминационные условия для покупателей на оптовых рынках нефтепродуктов в Российской Федерации; установили необоснованные различные цены на нефтепродукты.
Все решения и предписания ФАС России по данным делам были обжалованы нефтяными компаниями в арбитражных судах. Лишь 25.05.2010 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтвердил законность и обоснованность решения и предписания ФАС России в отношении ОАО «ТНК-ВР Холдинг», а также постановления о наложении штрафа в размере 1,1 млрд. рублей.
«Вторая волна» дел.
В 2009 году Федеральная антимонопольная служба установила, что в начале 2009 года ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» осуществляли изъятие товара из обращения, результатом которого явилось повышение цены товара. ФАС России квалифицировала указанные действия как очередные нарушения Закона о защите конкуренции.
Все решения и предписания ФАС России по данным делам были обжалованы нефтяными компаниями в арбитражных судах. По результатам судебных разбирательств ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» были заключены мировые соглашения с ФАС России.
В настоящее время нефтяные компании оплатили штрафные санкции в бюджет Российской Федерации. Суммарный объем штрафов составляет (с учетом заключенных мировых соглашений) 15 232 557,46 тыс. рублей.
Всего за 2008-2009 годы центральный аппарат ФАС России вместе с территориальными управлениями рассмотрели более 260 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства на рынках нефтепродуктов, наложено штрафов на сумму свыше 26 миллиардов рублей.
«Третья волна» дел.
В 2011 году ФАС России были возбуждены дела в отношении трех крупнейших российских нефтяных компаний - ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть» в связи с установлением монопольно высокой цены на дизельное топливо и на авиакеросин в период 4 квартала 2010 и начала 2011 года, ОАО «Лукойл» в связи с установлением и поддержанием монопольно высоких цен на дизельное топливо. Рассмотрение дела в отношении ОАО «Лукойл» в части обоснованности оптовых цен на авиационный керосин продолжено.
В конце 2010 и начале 2011 года территориальными органами ФАС России возбуждено 76 дел по нарушению антимонопольного законодательства на товарных рынках нефтепродуктов, в 29 случаях установлено нарушение антимонопольного законодательства.
Кроме того, рассматривается дело в отношении Закрытого акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая биржа» (ЗАО «СПбМТСБ») и Некоммерческого партнерства «Межрегиональная Биржа Нефтегазового Комплекса» (НП «МБНК») в части соблюдения биржами порядка определения победителей торгов, а также проводится проверка деятельности Закрытого акционерного общества «Биржа «Санкт-Петербург» на предмет наличия в их действиях запрещенных антимонопольным законодательством действий по манипулированию рынком.
Разработан и реализуется план действий по защите прав мелкооптовых и розничных продавцов нефтепродуктов от противоправных действий вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). В числе таких действий:
1) Внеплановые проверки нефтяных компаний и товарно-сырьевых бирж на предмет соблюдения нефтяными компаниями требования о выставлении на биржу объемов продажи каждого вида нефтепродуктов в определенном размере, а также цен в рамках биржевых торгов.
2) Подготовка поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках «третьего антимонопольного пакета», направленные на установление санкций за отсутствие регистрации внебиржевых контрактов в размере 1 млн. рублей за 1 контракт.
3) Взаимодействие с Минэнерго России и нефтяными компаниями по вопросу плана вывода в ремонт мощностей НПЗ.
4) Контроль за объемами нефтепродуктов, поставляемых нефтяными компаниями на внутренний рынок и экспорт, а также контроль системы резервирования нефтепродуктов.
5) Направлено письмо в Правительство Российской Федерации о сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов.
6) Направлено письмо в адрес Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах о сложившейся ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов и действиях нефтяных компаний, направленных на выдавливание независимых участников рынка, принимаемых ФАС России мерах, а также просьбой о проведении совещаний с нефтяными компаниями и администрациями для стабилизации текущей ситуации на рынке нефтепродуктов и необходимости развития конкуренции в оптовом и розничном звене, как основы стабилизации в будущем.

Оценка ситуации на рынке нефтепродуктов Тверской области.
Оптовый рынок (в том числе мелкооптовый), а также розничные локальные рынки автомобильного топлива в Тверской области по всем его маркам характеризуются высоким уровнем концентрации, присутствуют операторы, входящие в структуры крупнейших российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) - ЗАО «Ю-Тверь» (Роснефть), ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» (Лукойл), а также ООО СО «Тверьнефтепродукт» (Сургутнефтегаз), которое, в свою очередь, включено в региональный Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по розничному обеспечению автомобильным бензином и дизельным топливом (в совокупности по всем видам топлива), и в границах 15 из 36 муниципальных районов является единственным розничным продавцом.
В силу сложившейся структуры оптового и розничного рынков, установление цен на нефтепродукты в Тверской области имеет определенные особенности: отсутствие нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), многократная перепродажа товара от НПЗ до конечных потребителей – местных оптовых операторов и АЗС (по данным Тверского УФАС России в цепочке поставки товара в регион насчитывается до 5-8 звеньев-перепродаж) приводят, в конечном итоге, к удорожанию товара. Автомобильное топливо поставляется, главным образом, из г.Москва, г.Смоленск, г.Углич Ярославской области.
Начиная с мая 2011г. по настоящее время в Тверской области наблюдается рост оптовых и розничных цен на автомобильное топливо, при этом рост оптовых цен опережает рост розничных. Так, с мая 2011г. по август 2011г. средняя стоимость автомобильного топлива в Тверской области выросла соответственно:
- на бензин АИ-92 – в оптовом звене на 8,9%, в розничном - на 6,65%;
- на бензин АИ-95 – в оптовом звене на 8,45%, в розничном - на 7,15%;
- на дизельное топливо – в оптовом звене на 4,94%, в розничном – на 4,54%.
Сравнительный анализ уровня цен на автомобильное топливо, сложившийся в Тверской области и соседних областях (Ярославской, Смоленской, Псковской), сопоставимых по структуре рынка, показал, что устанавливаемые на их территориях оптовые и розничные цены находятся приблизительно на одинаковом уровне, что, косвенным образом, свидетельствует об отсутствии нерыночных причин завышения цен на нефтепродукты в Тверской области, которые могут быть признаны необоснованными с точки зрения антимонопольного законодательства.
По данным Тверского УФАС России, бензин и дизельное топливо за указанный период подорожали в большинстве субъектов Российской Федерации. Так средние цены на АЗС по Центральному Федеральному округу на 01.09.2011 составили:
- на бензин АИ-92 –26,7 руб./л (в Тверской области – 25,7 руб./л);
- на бензин АИ-95 – 28,2 руб./л (в Тверской области – 27,16 руб./л);
- на дизельное топливо – 25,9 руб./л (в Тверской области – 24,67 руб./л).
Анализ ценообразования розничных цен на автомобильное топливо, реализуемое в Тверской области, проведенный Тверским УФАС России, показал, что конечная цена реализации 1 литра нефтепродукта в розницу складывается из себестоимости 1 тн остатков продукции на 1 число месяца, затрат на ее реализацию в розницу в перерасчете на 1 литр продукции, торговой надбавки и налога на добавленную стоимость (далее НДС). При этом удельный вес затрат в структуре себестоимости реализации 1 тонны нефтепродуктов в розницу в указанный период составлял от 11 до 14% в зависимости от вида нефтепродукта и хозяйствующего субъекта, его реализующего. Удельный вес размера торговой надбавки на реализацию 1 литра нефтепродукта в структуре конечной цены колебался от 1,3% до 7%, что значительно ниже удельного веса НДС, составляющего в структуре конечной цены в среднем 15%.
Согласно результатам проверки обоснованности роста розничных цен на автомобильное топливо в Тверской области, основной причиной, повлиявшей на их изменение, является рост закупочных цен – отпускных цен предприятий-перепродавцов, находящихся за пределами Тверской области; розничные цены участниками рынка устанавливались на разном уровне, изменялись разными темпами и в разные периоды времени, в связи с чем основания для квалификации их действий как согласованных в соответствии со статьями 8 и 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствовали.
Пресс-служба, 34-52-97