ПРЕСС-РЕЛИЗ Тверского УФАС России

Раздел I. Антимонопольный контроль

Рассмотрено 120 заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства, что значительно превышает количество заявлений, рассмотренных в 2007 году (90).
Отмечается значительное увеличение заявлений о нарушениях статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции) (143 % к уровню 2007 года) за счет заявлений о нарушениях на рынках теплоснабжения и электроснабжения, что в определенной степени обусловлено процессами реформирования электроэнергетики, действиями Региональной энергетической комиссии Тверской области при утверждении тарифов на тепловую энергию и растущим уровнем информированности общества о сущности антимонопольного законодательства и деятельности антимонопольных органов.
Значительно увеличилось количество заявлений о нарушениях статьи 17 Закона «О защите конкуренции» (в 4 раза), допущенных органами местного самоуправления при проведении открытых конкурсов по передаче в аренду муниципального имущества, в т.ч. сетевой инфрастуктуры.
В 2008 году выявлено 167 нарушений «О защите конкуренции».
Значительное увеличение количества выявленных нарушений, допущенных органами исполнительной власти и органами местного самоуправления явилось следствием проведения комплексных камеральных проверок актов органов местного самоуправления, регулирующих порядок предоставления муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование, установления земельного налога.

В ходе выездных и камеральных проверок, мониторинга правовых актов в правовой системе «Консультант», рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов, органов власти и прокуратуры, проведена экспертиза 914 правовых актов и выявлено 94 правовых акта, противоречащих статье 15 Закона «О защите конкуренции», из них:
• ненормативных актов – 11, из них:
-органов местного самоуправления – 11;
• нормативных актов – 83, из них:
- органов местного самоуправления – 82;
- органов исполнительной власти Тверской области – 1.
По результатам экспертизы правовых актов:
• возбуждено и рассмотрено дел – 14, из них:
- в отношении органов местного самоуправления – 13;
- в отношении органов исполнительной власти Тверской области – 1.
• вынесено решений о признании нарушения – 9;
- органов местного самоуправления – 8;
- органов исполнительной власти Тверской области – 1;
• устранено до возбуждения дел – 68 (на основании письменных рекомендаций);
• подано исков в суд без возбуждения дела – 1.

Направлено в суд и удовлетворено 2 иска Тверского УФАС России:
• О признании торгов недействительными.
Тверское УФАС России по заявлению ООО «Региональная электросетевая компания» возбудило дело от 23.04.2008 № 04-6/1-51-2008 в отношении администрации Бологовского городского поселения по признакам нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка определения победителя конкурса на право заключения краткосрочного (на 11 месяцев) договора аренды объектов электроснабжения Бологовского городского поселения.
Комиссия Тверского УФАС России приняла решение о признании нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции» без выдачи предписания об устранении вышеназванного нарушения в связи с тем, что 30.04.2008 между МУП «Электросети» и ЗАО «Нелидовские коммунальные электрические сети» заключен договор аренды, согласованный с Администрацией Бологовского городского поселения.
Тверское УФАС России обратилось с иском о признании торгов и заключенной по их результатам сделки недействительными в Арбитражный суд Тверской области, который удовлетворил заявленные требования.
• О признании недействительным ненормативного акта Тверской городской Думы.
Тверское УФАС России по собственной инициативе возбудило дело от 10.12.2007 № 04-6/1-67-2007 в отношении Тверской городской Думы по признакам нарушения статьи 19 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении решением Тверской городской Думы от 04.05.2007 № 44 (90) «О передаче в безвозмездное пользование ООО «Энергетик» муниципального имущества МОУ дополнительного образования детского оздоровительного образовательного лагеря «Ромашка» преимуществ ООО «Энергетик» путем передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование на пять лет с условием инвестирования в названный объект 13628 тыс.рублей без торгов.
Тверское УФАС России обратилось с иском о признании недействительным названного решения Тверской городской Думы в Арбитражный суд Тверской области, который удовлетворил исковые требования. 12.05.2008 Четырнадцатый Арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Тверской области.
14.05.2008 договор о передаче указанного имущества расторгнут.

Выявлены 53 повторных нарушения хозяйствующими субъектами статей 10 и 11 Закона «О защите конкуренции» (85 % от общего количества нарушений по названным статьям) и 23 повторных нарушения органами власти статей 15, 16, 17, 19-21 Закона «О защите конкуренции» (22 % от общего количества нарушений по названным статьям). Более половины повторных нарушений совершено органами местного самоуправления при принятии актов, регулирующих порядок предоставления муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование (статья 15 Закона «О защите конкуренции»).
Выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере более 11 млн. рублей.
Тверское УФАС России по собственной инициативе возбудило дело от 10.09.2008 г № 03-6/1-99-2008 в отношении ОАО «Тверьавтотранс» по факту взимания с пассажиров междугородних маршрутов, отправляющихся с автовокзала г. Твери, помимо стоимости билета, дополнительной платы за услуги автовокзала в размере 10 рублей с каждого билета.
Приказом генерального директора ОАО «Тверьавтотранс» от 17.01.2007 № 3 установлена плата за услуги автовокзала в размере 10 рублей для пассажиров междугородних маршрутов, которая включает в себя, согласно приказу, следующие возмездные услуги автовокзала:
- справочно-информационное обслуживание (на автовокзалах и пассажирских автостанциях/ информация о расписании движения автобусов, тарифах, правилах перевозок, правах и обязанностях пассажиров; предоставление информации в справочном бюро или по телефону; зрительная и звуковая информация о месте и времени отправления автобуса; информация о порядке оформления багажа; информация о встречающих);
- размещение пассажиров в залах ожидания, комнатах длительного отдыха пассажиров, и т.д.;
- оказание экстренной медпомощи в медпунктах;
- хранение и выдача вещей, забытых пассажиром;
- прием сдаваемых проездных документов и резервирование мест в автобусах;
- услуги перронных контролёров по размещению пассажиров и багажа.
Введение платы в размере 10 руб., взимаемой ОАО «Тверьавтотранс» с пассажира сверх установленной регулирующим органом провозной платы перевозчика, фактически навязывает пассажиру дополнительную плату за услуги, которые либо должны быть бесплатны (зал ожидания), либо уже оплачены перевозчиком (справочно-информационное обслуживание, прием сдаваемых проездных билетов и резервирование мест в автобусах, оказанием услуг перронных контролеров), либо являются услугой, в которой пассажир не заинтересован и не обращался с просьбой ее оказать (экстренная медпомощь в медпункте, хранение и выдача забытых вещей).
Комиссия приняла решение о признании нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и выдала предписание о прекращении взимания с пассажиров междугородних маршрутов, отправляющихся с автовокзала г. Твери, помимо стоимости билета, дополнительной платы за услуги автовокзала в размере 10 рублей и о перечислении в федеральный бюджет доход в размере 11 906 925, 4 руб., полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства за 2007 год и 1-ое полугодие 2008 года.
Предписание частично исполнено, приказ о взимание дополнительной платы в размере 10 рублей в установленный срок отменен.
Решение и предписание обжалованы в арбитражный суд Тверской области.

Из 59 решений о признании нарушений антимонопольного законодательства, принятых в 2008 году, обжаловано 4 решения, все решения признаны судом законными в полном объеме.
Проведено 16 выездных проверок по контролю соблюдению Закона «О защите конкуренции» (13-плановых, 3 – внеплановые), из них:
• органов исполнительной власти и местного самоуправления – 10;
• хозяйствующих субъектов – 6.

Раздел 2. Контроль рекламной деятельности

Выявлено 57 нарушений законодательства о рекламе (2007 – 64):
• 11 нарушений устранены в добровольном порядке до возбуждения дела;
• 46 нарушений устранены в результате возбуждения дел.
Анализ структуры нарушений рекламного законодательства показал:
• 46% нарушений составляет неисполнение общих требований к рекламе, из них подавляющее большинство составляет реклама, в которой отсутствует часть существенной информации (часть 7 статьи 5), и недостоверная реклама (2007 – 31 %);
• 37% нарушений составляет неисполнение требований при размещении рекламы финансовых услуг (2007 – 3,4%);
• 6,5% нарушений составляет неисполнение установленных запретов при рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе и методов лечения, медицинской техники (часть 7 статьи 24) (2007 -3,4%).

В целях предупреждения нарушений законодательства о рекламе проведено 3 семинара соответственно для печатных, электронных СМИ и рекламораспространителей – владельцев рекламных конструкций по теме «Требования к рекламе по Федеральному закону «О рекламе». Практика применения рекламного законодательства»;

Проведено 12 проверок по контролю соблюдения рекламного законодательства Российской Федерации, из них:
- 10 выездных проверок:
- 9 – органов местного самоуправления
-1 – хозяйствующего субъекта
- 2 камеральные проверки.

Раздел 3. Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее Закон о размещении заказов)

Выявлено 308 нарушений при размещении заказов по результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок (48 – в результате рассмотрения жалоб, 260 – в ходе проверок).
Проведено 9 плановых и внеплановых проверок соблюдения Закона о размещении заказов.
Привлечено к административной ответственности за нарушения Закона о размещения заказов 6 должностных лиц на общую сумму 200 тыс.рублей.

Отмечается тенденция существенного увеличения количества выявленных нарушений Закона о размещении заказов по сравнению с 2007 годом (6,5 раз) в связи с активизацией в 2008 году плановых проверочных мероприятий.

Анализ результатов рассмотрения жалоб показал, что в отчетном периоде вследствие исполнения выданных Тверским УФАС России предписаний бюджетами всех уровней сэкономлено более 6 450 000 рублей.

Поступило 9 обращений заказчиков о включении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), по результатам рассмотрения которых:
• включено в РНП – 4 поставщика:
• отказано во включении в РНП – по 5 обращениям.


Руководитель управления И.С.Демина