• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

О причинах роста цен на автомобильное топливо в г. Твери и Тверской области

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) в связи с поступающими обращениями граждан о росте цен на автомобильное топливо в г. Твери и Тверской области провело анализ причин сложившейся ситуации и предлагает ознакомится с его результатами.

Цены в топливно-энергетическом комплексе складываются под влиянием большого количества факторов: издержек, баланса спроса и предложения, мер государства по регулированию деятельности энергетических предприятий,  налогообложения, динамики мировых цен на нефть, инвестиционной  политики  и др.  

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на автомобильное топливо (бензин, дизельное топливо). Цены на указанные товары формируются с учетом необходимых для производства и реализации расходов и прибыли, а также на основе рыночного механизма конкуренции.

Вместе с тем существующая система ценообразования предполагает определенный контроль со стороны государственных органов.

В частности полномочия антимонопольного органа при оценке действий хозяйствующих субъектов при определении цены на товар определены Федеральным  законом  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России от 23.07.2015 №649/15).

В соответствии с Законом о защите конкуренции вопросы ценообразования становятся предметом рассмотрения антимонопольного органа только в случаях:

1) если имеет место установление монопольно высокой цены хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение (статья 10);

2) если имеют место соглашения между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (статья 11);

3) если имеют место согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, совокупная доля которых на товарном рынке превышает двадцать процентов и при этом доля каждого из которых на товарном рынке превышает восемь процентов, которые приводят к установлению или поддержанию цен (статья 11.1).

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующею субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.

Таким образом, необходимыми условиями для квалификации возможных противоправных действий хозяйствующего субъекта является наличие у него доминирующего положения на соответствующем товарном рынке, а также доказательство фактов злоупотребления этим доминирующим положением. В случае отсутствия доминирующего положения и фактов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольные органы не имеют правовых оснований для возбуждения дел о нарушении статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Полный перечень оснований, по которым положение хозяйствующего субъекта не может быть признано доминирующим приведен в частях 2, 2.1, 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлены критерии определения монопольно высокой цены товара. Так, согласно данной норме монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Согласно части 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае не превышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Средние цены на автомобильное топливо, установленные в Тверской области, не превышают цены, сформировавшиеся в условиях конкуренции на территории субъектов Российской Федерации, розничные рынки которых могут рассматриваться как сопоставимые товарные рынки (например, розничные рынки Новгородской, Псковской, Смоленской областей), цены находились приблизительно на одинаковом уровне,

При оценке обоснованности уровня цен на автомобильное топливо необходимо принимать во внимание следующие объективные обстоятельства:

1. Формирование цен на нефтепродукты происходит следующим образом: отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов увеличиваются компаниями-перепродавцами на размер снабженческо-сбытовой наценки, а затем на размер торговой наценки при реализации продуктов в розницу;

2. Последовательность этапов реализации бензина обуславливает зависимость розничных цен от оптовых;

3. Транспортная составляющая розничных цен на бензин зависит от расположения региона потребления топлива, так как нефтеперерабатывающие заводы распределены по территории страны неравномерно. Удаленность региона от мест производства нефтепродуктов приводит к завышенным показателям транспортных расходов, что отражается на цене;

4. Уровень цен на топливо находится под влиянием налогового бремени.

Ценообразование в опте происходит по экспортному паритету, это означает, что производитель в каждый момент времени стоит перед выбором, куда отправить свой продукт - на внутренний рынок или на внешний. Если цены на внутреннем рынке будут сдерживаться, то заводам станет выгодно вывозить продукцию только за рубеж. Если же возникнут одновременно ограничения на экспорт, например, для автобензина, то нефтяные компании могут просто сократить переработку из-за критического падения маржи НПЗ, что чревато дефицитом топлива.

Из вышеизложенного следует, что основное удорожание может идти за счет роста стоимости сырья или увеличения налогов.

Тверским УФАС России установлено, что основным фактором, влияющим на рост розничных цен на автомобильное топливо в Тверской области с апреля 2018г. явился рост оптовых закупочных цен, при этом рост розничных цен не опережал рост оптовых закупочных цен.

Рост оптовых закупочных цен на автомобильное топливо связан с ростом налоговой нагрузки: ежегодным ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ, в 2017г. вырос на 7,2%) и акцизов. Платежи НДПИ «привязаны» к мировым ценам на нефть, в связи с чем рост мировых цен на нефть сопровождается увеличением цен на топливо на внутреннем рынке.

Считаем необходимым отметить, что несмотря на концепцию налоговой реформы, предусматривающую снижение уровня налогообложения экспорта нефти, нефтепродуктов при соразмерном увеличении внутренних налогов при добыче нефти - «налоговый маневр», ставки акциза на моторное топливо были увеличены:

  • с 01.01.2016: на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, на 3200 руб./т (44%); на автомобильный бензин класса 5 на 2000 руб./т (36%); на дизельное топливо всех классов на 700 руб./т (20,29%).
  • с 01.04.2016: на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, на 2600 руб./т (24,76%); на автомобильный бензин класса 5 на 2600 руб./т (34,53%); на дизельное топливо повышены на 1143 руб./т (27,54%).
  • с 01.01.2017: на дизельное топливо на 1507 руб./т (28,5%).
  • с 01.01.2018: на автомобильный бензин класса 5 на 678 руб./т (6,4%); на дизельное топливо всех классов на 593 руб./т (8,4%);
  • с 01.07.2018: на автомобильный бензин класса 5 на 679 руб./т (6,0%); на дизельное топливо всех классов на 593 руб./т (7,7%).

Также Налоговым кодексом Российской Федерации было предусмотрено увеличение ставок акцизов на моторные топлива в 2019 и 2020 годах:

  • в 2019 году на автомобильный бензин класса 5 на 422 руб./т (3,5%), на дизельное топливо на 283 руб./т (3,4%);
  • в 2020 году на автомобильный бензин класса 5 на 438 руб./т (3,6%), на дизельное топливо на 294 руб./т (3,4%).

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации акцизы должны были вырасти с 2015 года по 2017 год на 5% на автомобильный бензин, на 15% на дизельное топливо. По факту в результате изменений в Налоговый кодекс акцизы на автомобильный бензин с 2015 года по 2018 год выросли в 2 раза, на дизельное топливо – в 2,2 раза.

Отсутствие на территории Тверской области, в отличие от Ярославской и Московской областей, нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), а также многократная перепродажа товара от НПЗ до конечных потребителей – местных оптовых операторов и АЗС (в цепочке поставки товара насчитывается до 5-8 звеньев-перепродаж), в конечном итоге действительно приводит к его удорожанию (влияет цена доставки товара в регион), однако фактов достижения между участниками рынка розничной реализации автомобильного топлива соглашений и ведения ими согласованных действий в части установления и (или) поддержания цен на определенном уровне, запрещенных антимонопольным законодательством (статьи 11, 11.1 Закона о защите конкуренции), Тверским УФАС России не установлено.

Таким образом, ситуация, связанная с повышением розничных цен на автомобильное топливо в Тверской области стала следствием высокого уровня цен на оптовом рынке, на который оказали влияние изменения в налогообложении данной сферы деятельности в виде запланированного повышение налога на добычу полезных ископаемых и акцизов, а также рост мировых цен, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов, недостаточность предложения нефтяными компаниями моторных видов топлива на биржевых торгах, то есть обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на указанном рынке.